Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

 Пионерские вожатые в годы Великой Отечественной войны

Должность «вожатого» появилась вместе с пионерской организацией уже в 1922 году. К 1924 году в Союзе действовало 11200 пионервожатых. С 1927 года началась их усиленная подготовка. При этом первых вожатых в СССР комплектовали исключительно из комсомольцев.
В большинстве случаев в пионервожатые брали студентов педагогических вузов и уже действующих преподавателей, реже - людей других специальностей. Иногда ими даже становились армейские офицеры.
Для вожатых стали проводить специальные курсы, семинары, совещания. Для старших представителей движения действовали региональные, республиканские и всесоюзные курсы.
С 1937 года вожатые также начали заниматься идеологической подготовкой детей. Кроме того, к ним стали выдвигать повышенные требования: отличное знание школьной программы, хорошая общая физическая подготовка, значок ГТО и крепкие знания в области строевых занятий.

Следует отметить, что в предвоенные годы подготовка кадров пионервожатых находилась в ведении ЦК ВЛКСМ, который постоянно держал этот вопрос в поле своего зрения. Еще в 1936 г. было принято решение о реорганизации постоянно действовавших областных, краевых и республиканских школ старших вожатых в школы с годичным сроком обучения, о дополнительном открытии таких же школ в крупных городах. Был также поставлен вопрос о подготовке старших вожатых в заочных и вечерних педагогических институтах и техникумах. В 1939-1941 гг. ЦК ВЛКСМ принял ряд постановлений о работе областных, краевых и республиканских школ пионервожатых.
В предвоенные десятилетия в СССР постепенно сформировалась система внеклассной и внешкольной работы с детьми, тесно связанная с учебной деятельностью школ и учащихся и вытекавшая из общих целей и задач по образованию и воспитанию подрастающего поколения. 


К началу 1940-х гг. сложилась сеть внешкольных детских учреждений со своей организационно управленческой структурой, содержанием, видами и формами деятельности.
Но с началом войны централизованная систематическая подготовка пионервожатых прекратилась, что сразу же сказалось на деятельности пионерских организаций. Изучение документов комсомольских организаций военного времени показывает, что проблема обеспечения школ вожатыми, организации их учебы, была одной из самых острых и постоянных.
В исключительно сложных условиях военного времени сеть внешкольных учреждений стала сокращаться, в то время как внешкольная работа стала приобретать особенно большое значение из-за снижения возможности проведения внеклассной работы в стенах школ в связи с многосменностью занятий и перегрузкой учителей. Учитывая это, Наркомпрос своим письмом от 22 сентября 1941 г. обязал местные органы народного образования сохранить областные внешкольные учреждения: дворцы и дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, дома художественного воспитания детей - при минимальном штате. Предлагалось содержание их работы подчинить задачам военного времени! Решать основные задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, опираясь на опыт довоенных лет, в сложных условиях военного времени пришлось не только учителям, но и пионервожатым.
  
   


Общепризнанным является мнение, что в годы войны выросла роль пионерской организации и комсомола в осуществлении задач воспитательной работы среди учащихся, выработки у них сознательного отношения к учебе, высокой дисциплины, вовлечения их в общественно-полезный труд. Неудивительно, что за время войны численность пионерских и комсомольских организаций в стране выросла, как отмечает более чем вдвое. К концу войны в школах насчитывалось 90 тыс. пионерских отрядов и почти 28 тыс. комсомольских организаций, объединявших в своих рядах соответственно 5 млн. пионеров и 90 тыс. членов BJIKCM.
Улучшение работы пионерских дружин во многом обусловлено тем, что к 1943 г. в основном закончилась перестройка деятельности пионерских организаций, ее форм и содержания в соответствии с военной обстановкой. Следует отметить, что среди решений ЦК ВЛКСМ от 15 сентября 1942 г. были постановления «О нагрудном значке юного пионера, звеньевом флажке, знамени отряда и пионерской дружины» и «О значках различия членов и начальников штабов дружин, отрядов и вожатых звеньев пионерских организаций». Этими решениями утверждались нагрудный значок юного пионера, звеньевой флажок, знамя пионерского отряда, знамя пионерской дружины. Введение пионерской атрибутики способствовало повышению организованности в работе пионерских отрядов, ответственности пионеров, слаженности их работы.


В целом пионеры, комсомольцы, все школьники под чутким руководством старших товарищей, пионервожатых проявили в годы войны высокую ответственность в учебе, приняли активное участие во всех патриотических движениях тружеников тыла, вложив тем самым посильный вклад в победу советского народа над  врагом. Значительный вклад в это громадное дело общей Победы принадлежит обычным, рядовым советским ребятам а так же их учителям, вожатым, настоящим патриотам своей Родины, которые всегда были рядом со своими учениками.

     








Комментариев нет:

Отправить комментарий