Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

«Плакаты тоже шагали в бой!» 
О роли художников в годы ВОв.
Они звали в бой, взывали к отмщению, поддерживали боевой дух защитников и трудовой героизм, тех кто работал в тылу, сулили скорую Победу и Мир.
Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу. Плакаты Великой Отечественной Войны явились одним из важнейших средств агитации в военное время. По силе воздействия они действительно были равны боевому оружию.
И со своей задачей, они справились на отлично. Плакаты не оставляли равнодушными ни простого рабочего, ни солдата. Слова укрепляли силу духа, дарили надежду, вели в бой.
Во время Великой Отечественной войны плакаты производились в огромных количествах: они выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, в Горьком, Иванове, Красноярске, Мурманске, Пензе, Ростове, Саратове, Свердловске, Куйбышеве, Тюмени, Хабаровске, Томске, Челябинске и других городах. Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники: Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие.

Первый плакат
Художники "Кукрыниксы"
Первым плакатом, который увидели граждане Советского Союза на своих домах 23 июня 1941 года, был плакат художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага.
Надо подчеркнуть, что сатирический плакат сыграл в годы Великой Отечественной войны огромную роль. Вершиной мастерства были и остаются сатирические плакаты Кукрыниксов. «КуКрыНиксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, Михаил Куприянов и Порфирий Крылов и Николай Соколов. Все главные события, вплоть до взятия Берлина, находили эмоциональное и острое отражение в плакатах этих художников. Рисовали друзья для газет «Правда», «Окна ТАСС», плакаты, листовки…
Главный плакат Великой Отечественной
«Родина-мать зовет!» – самый знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны. Автор плаката Ираклий Моисеевич Тоидзе. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941 года. А в середине июля плакат был известен уже всей стране… Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна, в жилах которой, по словам сына, «текла испанская, немецкая, польская и еврейская кровь».
Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа – в выражении взволнованного лица простой женщины, в ее призывающем жесте. Тамара стала олицетворением всех женщин – молодых и старых, которым выпала в этот день тяжкая участь провожать сыновей на войну (по материалам сайта МКУК "Централизованная библиотечная система" города Челябинска).

Комментариев нет:

Отправить комментарий