Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

Перо, карандаш и краски (по материалам Ивановой Н.С., концертмейстера образцового литературного театра "РИФ")

Всем известно, что искусство художника-древнейшее на земле, и его истоки зародились ещё в первобытном обществе: археологи до сих пор находят наскальные изображения в пещерах. Первые опыты письменности тоже начинались с картинок-тотемов (знаков-символов). С развитием религии появляется иконопись. Лики святых писали на досках, по сырой штукатурке ( фреска). Составляли из цветного стекла или камушков (витраж или мозаика). От иконы художники перешли к портрету, пейзажу, сюжетной картине.
Оригинальным и самобытным стало искусство плаката и рисунка, понятное даже неграмотным людям. Особую значимость приобретает плакат в дни и годы больших событий для страны. Крупным мастером плаката в 20-е гг. ХХ века был Владимир Маяковский, работавший в издательстве газеты «Правда», в отделе «Окна РОСТа». Плакат откликался на все события жизни, была ли это борьба с неграмотностью, выпуск первого трактора или оборона страны. Художник становился агитатором, пропагандистом, его кисть и карандаш набирали темп.
С началом Великой Отечественной войны художники почувствовали себя бойцами. Содержание плакатов становится острее, ярче, лозунг- коротким и четким. Художники работали в три смены, слаженно, хорошо понимая друг друга.
В первые дни войны повсюду появился самый известный плакат художника Ираклия Тоидзе «Родина –мать зовет». Прямо на нас смотрят глаза женщины в красном платье. Одна рука её поднята в призывном жесте, другая держит лист с текстом воинской присяги. За спиной Родины тысячи штыков поднявшихся на борьбу бойцов. Вспоминает сын живописца Александр.
Мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!». Видимо, выражение лица у неё было такое. Что отец воскликнул: «Стой так, не двигайся!»…
Несколько часов работы. Один вариант сменялся другим. На следующий день плакат был готов. Художник создал самый мощный и впечатляющий плакат эпохи, который стал одним из слагаемых Победы.
А позже появились плакаты, посвящённые обороне Москвы, Ленинграда, труженикам тыла; плакаты, призывающие крепче бить врага, освободить жителей оккупированных территорий от фашистского плена. Назовём некоторые из них:
1. «Отстоим Москву»- Н. Жуков, В, Климашин.
2. «Отомсти!» Д. Шмаринов.
3. « Воин Красной Армии, спаси!»- В. Корецкий.
4. «Урал- фронту»- П. Караченцев.
И, конечно, множество плакатов было посвящено воину- освободителю, дошедшему до Берлина.
Не обходились художники и без юмора, без злой карикатуры. Группой карикатуристов был создан журнал «Фронтовой юмор». Он быстро полюбился командирам и бойцам. В этой области на первом месте был «боевой расчет»: художники Куприянов, Крылов, Соколов- знаменитые Кукрыниксы. Их сатирические рисунки узнавал каждый. 

От Кукрыниксов ни на шаг
Не отстаёт поэт Маршак.
Они и кистью, и пером
Громят фашистов вчетвером.
Работы этой четвёрки пользовались большой популярностью. Например, такая:
Днём фашист сказал крестьянам:
- Шапку с головы долой!
Ночью отдал партизанам
Каску вместе с головой.
Незабываемым подвигом была работа художников блокадного Ленинграда, работа в холодных мастерских, когда нужно отогревать руки и краски у печурки, когда при 30-35 градусном морозе ослабевшему человеку невозможно работать на пленэре. А они спешили всё запомнить и зарисовать. Чтобы помнили потомки. Семидесятилетняя Анна Остроумова-Лебедева вспоминала:
«Писала часто в ванной комнате. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разлетающиеся мысли и направить их по должному пути.»
В военные годы художница создала ряд гравюр с видами города.
Алексей Пахомов в 1942-44гг. создал серию литографий «Ленинград в дни блокады» - более 30 работ.
Из воспоминаний Пахомова:
«Больше наблюдал и запоминал. Просто события были столь значительные, что отражены они должны быть не в легких набросках, а в форме более монументальной: в проработанном эстампе большого формата.»
Многие известные художники стремились запечатлеть военные события в своих произведениях. Шестидесятипятилетний Константин Юон в самые тревожные дни 1941 года, когда враг стоял на подступах к столице, взялся за большую работу: задумал картину «Парад на Красной площади 1941год.» Само событие было исключительным по своей важности и приравнивалось к военной операции. Тем более ощущалась необходимость сохранить её для потомков. Работа над полотном продолжалась год. Художник вспоминал, что труднее всего было создать образ военной Москвы, готовой к отпору захватчиков; Москвы, которая должна быть не общим фоном картины, а действующим лицом вместе со всеми участниками парада. И художнику удалось это. Работу высоко оценили и коллеги, и зрители, а особенно- участники исторического парада, к сожалению, немногие. Вера людей в правое дело стала ещё крепче: Победа будет за нами!
И она пришла. Долгожданная, завоёванная кровью, потом, трудом. Лишениями и потерями; пришла в тёплые майские дни 1945 года. Всеобщее ликование, усталые и счастливые лица бойцов, дымящийся Рейхстаг- всё это мы видим на картине Петра Кривоногова «Победа».
Из воспоминаний художника.
«Я задумал создание картины, в которой должен был звучать гимн Победе над фашистской армией… Второго мая, в весенний солнечный день, я делал этюд с Рейхстага. Только что над его куполом взвился алый стяг…»
Так пусть опять звенит весна
И снова зеленеют дали…
Друзья, наденьте ордена
И ваши звонкие медали!
В последние дни апреля-начала мая наш Дворец активно готовится к Главному Празднику, каждый коллектив по-своему. А юные художники дарят всем выставку своих работ. Этот год не исключение, и мы невольно останавливаемся перед стендами. Анна Ляшенко ( Изостудия «Радуга», педагог Кувшинова Е. А.) представила работу «Ожидание»- девочка ждет родных с войны, а на стене висят их фотографии. Ильина Анастасия ( Изостудия «Радуга», педагог Кузнецова Л.И.) воссоздала в картине обстановку землянки, где надо и дров наколоть, и воду согреть. Как-то по-особому трогает душу творение Яценко Снежаны (Изостудия «Радуга», педагог Семёнова Е. В.): с военной фотографии на нас смотрят молодой боец и девушка в военной форме с наградами. Вероятно, юная художница изобразила своих воевавших родных. Перед фотографией три гвоздики, алюминиевая кружка, на рамке- пилотка.
В каждой малой деревушке,
В каждом доме и в избушке,
В светлых горницах на стенах,
За порогом тишины
Фотографии военных,
Не вернувшихся с войны…
Т. Белозёров.
Никогда не стареющая память… Какое счастье, что она снами во всех видах искусства- в музыке, слове, фотографии, киноплёнке, картине и гравюре. Прошлое с нами, значит. У нас есть настоящее и будущее.



Комментариев нет:

Отправить комментарий