ЭКСПОЗИЦИИ

Прием материалов в электронный фонд музея
Обзор материалов, представленных в стационарной экспозиции народного музея истории детского движения Омской области





В зале стационарной экспозиции представлено более 2000 единиц музейных предметов, как из основного, так и из научно-вспомогательного фонда музея, связанных с историей становления и развития пионерской организации на Омской земле в 20 веке. Эта экспозиция была оформлена в 1980 году по художественному проекту художника – проектировщика В.А.Десятова и сохранена с частичными изменениями до настоящего времени. Первый раздел экспозиции посвящен событиям 20-зо-х годов. Уникальные музейные экспонаты освещают работу Губернского комитета комсомола, направленную на создание пионерских отрядов в Омской Губернии. На основании документальных источников, представленных на слайдах и в витринах , становится очевидным, что первый пионерский отряд г.Омске был организован Подбельским Валерием при комсомольской ячейке суконной фабрики в 19 августа 1922 года. Через несколько дней Борис Неаполитанов организовал 2-й отряд при комсомольской ячейке ветеринарного института, а третий сформировала Валентина Сомова при комсомольской ячейке государственной типографии. Всего в трех отрядах было 94 пионера. И, несмотря на угрозы, избиения со стороны родителей и даже убийства со стороны кулаков, количество юных пионеров в декабре 1924 года выросло до 7000 человек. Дети 20-х - 30-х годов рано взрослели и заботились не только о себе, но и судьбе «мировой революции». Пионеры тех лет помогали в ликвидации неграмотности, собирали и перечисляли денежные средства в фонд борьбы с беспризорностью, выращивали на станции юннатов новые сорта яблонь, груш и вишни, мечтая украсить омскую землю цветущими садами, отправляли денежные средства в фонд помощи детям рабочих Германии, Испании и других стран. Об этом и многом другом свидетельствуют законы и обычаи юных пионеров, предметы пионерской символики и атрибутики: знамя, горн, барабан, пионерские значки, воспоминания очевидцев тех далеких событий. Музейные коллекции 2-го раздела экспозиции рассказывают о вкладе юных омичах и вожатых, воспитанников и педагогов Городского Дворца пионеров в Победу над фашистской Германией. В экспозиции представлены подлинные вещественные источники и документальные материалы, связанные с именами героически погибших на фронтах Великой Отечественной войны педагогов и кружковцев Дворца пионеров, вожатых и юных пионеров Омской области. В витринах выставлены уникальные материалы Александра Морилова и Николая Медведчикова, бывших кружковцев Омского Дома пионеров, Германа Шакирова и Александра Соркина, воспитанников Омской областной станции юннатов и многих других участников тех далеких героических событий. Вызывает большой интерес у посетителей музея знамя Военно-тимуровской команды села Горьковское, организовавших ее по примеру героя повести «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Юные тимуровцы развернули работу по оказанию помощи семьям ушедших на фронт красноармейцев. Инициативу горьковчан поддержали пионеры Омской области. К 1944 году тимуровцы шефствовали над 3000 тысячами семей фронтовиков. Еще одна коллекция музейных предметов, посвященная периоду Великой Отечественной войны, связана с инициативой Ады Занегиной, 6-летней девочки, эвакуированной из г.Сычёвки, расположенного под Смоленском, в Омскую область. Она обратилась к дошкольникам с предложением собрать средства на строительство танка «Малютка». Юные омичи перечислили в Фонд обороны 179 тысяч рублей. На танке с красивым названием «Малютка» прошла по дорогам войны от города Сталинграда до Берлина механик – водитель - Екатерина Петлюк. Инициативу маленькой девочки поддержали пионеры и школьники Омской области, они собрали на вооружение Красной армии - 2 800 000 рублей, на которые были построены авиа-эскадрилья «Омский школьник» и танковая колонна «Омский пионер». За четыре года войны омские пионеры и школьники отправили на фронт 17 000 посылок. . в одной из витрин музея выложены носки и варежки, кисеты и платочки, изготовленные заботливыми детскими руками в то суровое время. В разделе, посвященному деятельности областной пионерской организации в 50-е -80-е годы, представлены материалы, отражающие хронику, события, имена пионеров и школьников, вожатых и педагогов, внесших свой вклад в процветание родного края и страны в мирное послевоенное время. Основные направления этой деятельности отражены в девизах юных пионеров: «Украсим Родину садами!». «Даешь эшелон подарков детям целины!» «Строим Дворец на Чукотке» - это 60-е годы, а в 70-х годах звучало: «БАМу - пионерские рельсы, поезда, мосты!». 
В эти годы пионеры Омской области с огромным желанием участвовали во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР». Благодаря усилиям 22 тысяч юных следопытов на Омской земле было открыто 1415 школьных музеев, в том числе в Городском Дворце пионеров и школьников музей истории областной пионерской организации. 80-е годы представлены в экспозиции музея фотографиями, личными дневниками, письмами, рисунками, рукописными журналами, наградами летописями пионеров и школьников, участвовавших в областных поисковых операциях: «Ровесники Тимура» (к 70-летию со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара), «Юные омичи - фронту» (к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне), «Вожатским созвездьям гореть и не меркнуть» и в других социально-значимых мероприятиях. Посещая тематические выставки, ежегодно оформляемые в выставочном зале музея, дети и молодежь узнают много нового и интересного о деятельности детских общественных объединений на Омской земле в период с 1991 года до настоящего времени, например: областной общественной организации «Будущее России» - правопреемника областной пионерской организации; скаутского отряда «Дискавери», детской областной экологической организации, детской областной общественной организации научного общества учащихся «Поиск», некоммерческой общественной организации «Поиск» и других. Таким образом, в народном музее истории детского движения Омской области дети и молодежь имеют возможность совершать увлекательное путешествие в мир сверстников из разных периодов истории, задавать волнующие их вопросы о жизни и своем отношении к происходящим вокруг них событиям и получать на них ответы, в том числе самостоятельно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий