Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

Артисты цирка-фронту! Памяти работников циркового дела, защищавших нашу страну в годы Великой Отечественной войны посвящается

В годы Великой Отечественной войны Страну Советов защищали все от мала до велика и здесь профессия не причём.
С оружием в руках в окопах, на суше, на море, в небе воевали: шахтёр и токарь, колхозник и инженер, учитель и строитель.
Все, одним словом! И артисты тоже! 

               

Артисты небольшими труппами отправлялись на фронт по личной инициативе, и во время Великой Отечественной войны фронтовые бригады трудились повсеместно. Музыканты, танцоры, театральные и цирковые артисты сопровождали Красную Армию в самых трудных битвах и вместе с ней дошли до Берлина.



Но были среди цирковых артистов и те, кто ушёл на войну добровольцем или по призыву.

ЦИРКОВЫЕ АРТИСТЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

В первые дни войны многие цирковые артисты уходили на фронт прямо с манежа. Джигит-наездник Михаил Туганов, собравший из самых лихих наездников-казаков «Донской казачий ансамбль», отправился на войну в день ее объявления.

                   Конный ансамбль "Донских казаков" под руководством Туганова М.Н.

Дзерасса Туганова, наездница, дрессировщица, н. а. РСФСР, дочь н. а. РСФСР Михаила Туганова вспоминала: «Когда началась война, папа пришел в гардеробную к цирковым и сказал, что уходит добровольно на фронт. Хотя запросто мог и не пойти, потому что у него была сломана нога. И за ним пошли очень многие, в том числе „Казаки“. Влились в кавалерию Доватора. И там мой отец совершил такой подвиг, на который был способен только он. В том месте, где они стояли, была деревня, оккупированная фашистами, и ее никак не могли взять. Папа уговорил своих ребят поскакать в эту деревню, спрятавшись у лошадей под животом — есть такой сложный трюк в джигитовке. Немцы увидели, что скачет табун лошадей, и ничего не стали делать. А когда лошади приблизились, всадники резко оседлали их и расстреляли врагов из автоматов. Так деревня была взята!».
Свою смелость, сноровку и чисто цирковую смекалку Михаил Николаевич ещё не раз проявлял на полях сражения и в разведке.
Были просто удивительные и фантастические случаи в его фронтовой жизни, когда буквально из-под пуль выносил его верный конь Энзели. А сам наездник, делая свой коронный «обрыв» на полном скаку убеждал противника в том, что уже убит наповал и тем самым безопасно покидал тыл врага.
Все оставшиеся в живых артисты труппы Туганова участвовали в представлении, состоявшемся после взятия Рейхстага. В первых числах мая 1945 года, через несколько дней после того, как знамя Великой Победы взвилось над Берлином, Туганова вместе с руководимым им ансамблем казаков один из фронтовых корреспондентов запечатлел возле здания Рейхстага. Грудь боевого офицера украшали четыре ордена и столько же медалей.
 
       У стен поверженного Рейхстага Лидия Русланова и Гвардии майор Михаил Туганов

Конные дивизии, пехота, артиллерия, авиация — где только не было цирковых артистов. Так, акробат и воздушный гимнаст Владимир Довейко после окончания трех военных летных школ стал летчиком-асом и был специально отмечен в списке врагов Геринга.

Владимир Владимирович Довейко, народный артист, акробат, руководитель прославленного во всём мире ансамбля «Романтики», когда началась война, добровольцем ушёл на фронт.

Ещё в довоенное время Владимир Довейко восхищал зрителей своими виртуозными трюками, а что на фронте? Мастер-акробат в партере сделался мастером воздушной акробатики. Он учился в трех военно-летных школах со все возраставшими требованиями и получил специальность летчика в школе тяжелых бомбардировщиков дальнего действия. Он стал командиром воздушного корабля, на фюзеляже которого был нарисован смеющийся клоун и надпись: "За советское искусство!".
"Смеющийся паяц, подлежит уничтожению" — именное такое предписание обнаружили советские историки после войны в списках врагов Геринга. Оказалось, что экипаж бомбардировщика потомственного циркового артиста Владимира Довейко в налете на немецкий город Бреслау в тяжелом воздушном бою сбил немецкого аса, племянника Геринга.

Не одной сотне фашистских солдат было не до смеха из-за этого «смеющегося клоуна».  Довейко летал и над Берлином, и над Бреслау, Франкфуртом, Фюрстенвальде и другими вражескими объектами.
За успешные боевые действия он награжден орденом "Красной звезды", медалями "За победу над Германией" и "За взятие Берлина".
Демобилизовавшись, В. Довейко, конечно, немедленно вернулся в цирк. Он не терял своей формы и в армии, тренируясь прямо на траве аэродромов, в паузах между полетами.
В цирке он создал небольшую группу из четырех прыгунов: Георгия Россини, Ильи Мамедова, Николая Ивакика и самого Довейко.
На Всесоюзном смотре новых номеров эта группа заняла первое место, а нужно напомнить, что выйти на первое место в жанре партерных прыжков  очень и очень трудно!

    
  Акробаты В.Довейко, выполняющие сложнейшие 
   трюки на подкидных досках
Вспоминая былые времена, Владимир Владимирович не без юмора рассказывал цирковой молодежи такой уже послевоенный эпизод.
В самый первый день гастролей Советского цирка в ФРГ, после прилёта во Франкфурт журналисты устроили пресс-конференцию. И Владимиру Владимировичу, кто-то из репортеров задал вопрос:
- Что Вы можете сказать о нашем городе?
- Я знаком очень хорошо с Франкфуртом, - незамедлительно ответил артист.
- Но откуда? - не унимался репортёр, - Вы же только-только приехали к нам.
- Я знаю ваш город, давно и любовался его видами, как говорится «с высоты птичьего полёта» в 1945году, когда командовал тяжёлым бомбардировщиком, - ответил тот.
Больше уже у этого репортёра вопросов не было.

Лев Александрович Осинский пришел в цирк так же, как и десятки молодых артистов.
Он полюбил цирковое искусство, каждодневный труд, беспрерывную смену городов и цирков.
"Жизнь на колесах" казалась ему прекрасной: каждое новое место — новые впечатления, новый зритель.
Как всюду, в цирке много энтузиастов. К их числу принадлежит и Осинский. Начав работу в 1938 году в обычном, рядовом номере, он поставил своей целью добиться настоящего мастерства.
В 1940 году он был одним из ответственных участников первоклассного группового номера под руководством Николая Волжанского. Номер "Лесная идиллия" включал в себя элементы эквилибристики, "каучука", акробатики.Работая настойчиво и терпеливо, Осинский добивался новых высоких показателей. Его специальностью стал так называемый ручной эквилибр.
Но Великая Отечественная война нарушила все планы. Осинский, как и многие советские артисты, стал в ряды бойцов, защищающих Родину. Он служил в противотанковой истребительной артиллерии. Это - артиллерийская дуэль в упор, прямой наводкой, с открытой позиции, исход которой зависит от смелости и мужества бойцов.
Много боев провел Осинский. В одном из них он потерял левую руку и попал в госпиталь. Акробат без руки! 
Думать о возвращении в цирк в качестве артиста было, по-видимому, невозможно. Но сам Осинский решил иначе. О многом он передумал в бессонные ночи на госпитальной койке, и у него созрело твердое решение продолжать работу в цирке. Он решил создать новый номер, где все трюки должны были исполняться  на одной руке! Ручной эквилибр –  очень тяжёлый жанр в цирке. Ведь акробат весь номер должен стоять на руках. И когда исполняется трюк "стойка на одной руке" это расценивается, как профессионалами, так и любителями, как самый сложный и даже рекордный трюк.
Обычно трюковые комбинации на одной руке, эквилибристы исполняют в самом финале номера, как своеобразный "гвоздь" номера. Но каково же исполнить весь номер на одной руке! Возможно ли такое?! Осинский, наперекор всем и всему доказал: - ВОЗМОЖНО! В жанр ручного эквилибра артист внес свои "поправки".
Он модернизировал пьедестал, технически усовершенствовав его.
Хорошо продумал трюковую часть, нашел новую форму "подачи" номера и довел до высокого совершенства технику работы. Весь номер построен на пластичности, красоте, цельности композиции. Лев Александрович создавал поэтический образ циркового "героя", и, забывая о трудности исполняемых трюков, зрители получали от номера такое же удовольствие, какое доставляет нам сложный этюд в исполнении талантливого танцовщика.
Его поистине героическому поступку был посвящён художественный фильм "Эквилибрист", заснятый в 1976году на киностудии им. Александра Довженко.

             
Лев Александрович Осинский, выполняя сложнейший трюк на одной руке

Много молодых талантливых артистов погибло в боях за Родину. Вечная слава всем тем, кто сражался на полях Великой Отечественной войны!

По лесам грохочет эхо,
На поляне цирк открыт.
У разведчиков – потеха:
Клоун Федя их смешит…

Кончился концерт, и снова
Наш шутник и акробат
Станет воином суровым,
Взяв свой верный автомат.

Комментариев нет:

Отправить комментарий