Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

«Плакаты тоже шагали в бой!» 
О роли художников в годы ВОв (продолжение)

Героические плакаты, зовущие на фронт

В 1941-1942 годах, когда враг лавинообразно накатывал с Запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, художникам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты будут побеждены. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.

Военный плакат художника Романа Гершаника «Наше дело правое, враг будет разбит!» (1941) цитирует заключительную фразу обращения к советскому народу, которое заместитель Председателя Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов зачитал в 12 часов дня 22 июня 1941 года – день начала Великой Отечественной войны. Слова стали крылатыми, они широко использовались в средствах массовой информации и в агитационно-пропагандистских материалах с целью воодушевить народ и армию на борьбу с агрессором. В несколько измененном виде они нашли отражение на медали «За победу над Германией»: «Наше дело правое. Мы победили».

Плакаты, обращенные к труженикам тыла

Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» (одноименный плакат художника Л. М. Лисицкого, 1942) определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Плакатист Дмитрий Моор, владеющий оружием сатиры, использовал композицию плаката периода гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?» (1941).
На плакате «Урал – фронту» (1942), художника Петра Караченцева, изображен литейный ковш, выливающий сталь, капля которой летит в виде бомбы на вражеский танк. Плакат создан в 1942 году, в годы массовой эвакуации предприятий на Урал и в Сибирь.

Плакаты, бичующие злодеяния фашизма

Плакаты, бичующие злодеяния фашизма, были прежде всего обращены к чувствам красноармейцев о необходимости скорейшего освобождения порабощенных сограждан. Один из самых эмоционально сильных плакатов художника Виктора Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребенка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь голову ребенка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах – черном и красном, притом красный – только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчеркивая кровавую сущность врага.
Из письма летчиков и стрелков бомбардировочной, штурмовой, истребительной авиации:
«У нас не хватает слов выразить свои чувство и восхищения, и благодарности художнику… Мы самоотверженно отвечаем на его призывы к борьбе с врагом. И вот в эти дни, когда наши успехи и победы видны всему миру, нам хочется сказать художнику: скоро придет час, когда нас не будет мучить совесть при виде плаката «Воин Красной Армии, спаси!». Кровавый штык фашизма будет сломан, а тот, кто глумится над нашими братьями, матерями, женами, не уйдет от возмездия».
Партизанское движение
Плакат «Партизаны, бейте врага без пощады!» (1941) относится к числу наиболее известных плакатов Виктора Корецкого. Партизанские отряды народных мстителей пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами. Они вместе с бойцами Красной Армии ковали победу над фашистскими захватчиками. Силой пропаганды и агитации поддерживался боевой дух населения, плакаты и листовки подсказывали советским людям, томящимся в фашистской неволе, простые и эффективные способы борьбы с оккупантами.
Перелом войны. На Запад!
Победа под Сталинградом продемонстрировала всему миру несгибаемую силу бойцов и мощь Красной Армии, сумевшей противостоять многотысячной немецко-фашистской армаде и отбросить врага от Волги (плакат Виктора Дени и Николая Долгорукова «Сталинград», 1942). После разгрома врага от художников потребовалось создание жизнеутверждающих работ. В плакатах появляются оптимизм и юмор. Художник Леонид Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину.
Плакаты о Победе!
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием 1945 года. Плакат «Красной Армии – слава!» – это советский политический плакат, созданный в 1945 году художником Леонидом Головановым. Художник рисовал снайпера Голосова (он же на плакате «Дойдем до Берлина!»,1944). На переднем плане советский солдат-победитель Голосов с боевыми наградами, который стоит на фоне стены рейхстага, где нацарапано – «Дошли!! Берлин 2/5 45» и далее «Слава Русскому народу», а сзади на стене плакат «Дойдём до Берлина». Очень праздничный и светлый плакат, выражающий в себе всю радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким фашизмом. А трагизм здесь заключается в том, что сам герой плаката снайпер Голосов погиб в 1944 году.
Плакат «Слава воину-победителю!» был создан в 1945 году. Автор плаката художник Виктор Климашин. На плакате изображен молодой воин Красной Армии, над которым сияет орден «Отечественная война» и цифры «1941», «1945». Плакат показывает торжество Победы советского воина в Великой Отечественной войне (по материалам сайта МКУК "Централизованная библиотечная система" города Челябинска)

Комментариев нет:

Отправить комментарий