Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

Раскрытые страницы "О чем медали рассказали..." (по материалам сборника "По волнам нашей памяти, Н.С. Иванова")



Перебираю старинный альбом:
Прадеды, бабушки, деды…Старый альбом, ты сегодня, о чем
Можешь потомкам поведать?

Иванова З.А. с сыном 

В детские годы я очень любила слушать рассказы своих бабушек о том времени, когда мои баба Зина (мать отца) и баба Оля (мамина мама) были маленькими: во что играли, как отмечали праздники, как учились, как начинали свою трудовую жизнь. На их детство выпала революция и гражданская война, на зрелые годы – Великая Отечественная война и послевоенная разруха (Ольга Ивановна - 1905 г.р., Зинаида Арсеньевна – 1910 г.р.) Их дети – мои мама и папа – поколение военного детства.
Все было тихо. Спали дети.
Ласкала камешки волна.
Был сорок первый. На рассвете,
В огне, в крови, как черный ветер
Надолго в жизнь вошла она –
Война! Война!! Война!!!

- Был очень теплый летний день, - вспоминала баба Оля, - Мы гуляли в парке. Вдруг слышим, где-то звучит радио и видим, люди бегут, заплаканные, взволнованные, все кричат что-то. Мы тоже побежали, спрашиваем: «Что? Что случилось?» Говорят: «Война началась. Германия пакт нарушила…»
Витя пришел с завода и говорит: «Зина, война началась. Собирай по-быстрому». Я - в слезы. Сережке 2-х лет еще не было, увидел, что плачу, и сам заревел во все горло. Витька на нас цыкнул: «Не войте раньше времени, я еще на заводе пока». Уже позже он несколько раз в военкомат ходил, да не брали его на фронт, потому что приказ был, чтобы крупных специалистов оставлять на производстве, а Сибзавод обеспечивал фронт боеприпасами.
Витя, о котором говорила бабушка –- это мой дед, ее муж, Виктор Михайлович Иванов, а их сын Сережа - мой отец, Сергей Викторович, 1939 г.р. После того, как Виктора Михайловича, инженера «золотые руки», категорически вернули из военкомата, он перешел на заводе на казарменное положение и только в редкий свободный час мог вырываться домой проведать жену с маленьким ребенком, принести им часть своего не очень-то богатого заводского пайка. Впрочем, и Зинаида Арсеньевна не сидела сложа руки, ведь она была тем человеком, кто еще в трудные двадцатые годы в числе немногих новаторов закладывал фундамент дошкольного образования и воспитания детей в Сибири. Это она, Зинаида Ивановна, учила нянечек и воспитателей - порой пожилых и малограмотных – как провести занятие с детьми, как подобрать материал, как организовать новогодний или первомайский утренник. Это ее, организатора детских площадок и очагов (так тогда назывались детские сады), посылали на первый съезд дошкольных работников в Москву, где она слушала доклад Н.К. Крупской. А когда грянула «война народная, священная война», моя бабушка спасала от нее детей. Не на поле боя, не в госпитале, а в своем же детском саду со знакомым белым лебедем во дворе. Теперь он стал круглосуточным, там жили ребятишки, чьи отцы ушли на фронт или вместе с матерями сутками стояли в цехах завода Борцов Революции, точили снаряды и были спокойны за своих малышей. Да и сама Зинаида Арсеньевна тоже жила в детском саду, ведь и на ее руках был ребенок - мой отец. Вскоре пришлось принимать пополнение - детей блокадного Ленинграда. Их спасли от холода и голода, но в глазах юных ленинградцев стояли страх и недетская тоска - слишком много пришлось пережить им. Надо было лечить их души, и за это взялась музыкальный руководитель Иванова. Песней, игрой, сказкой, потешкой день за днем, упорно возрождала она в детях улыбку, подвижность, чуткость к прекрасному. Это был тот подвиг, о котором не передает Совинформбюро, но это было спасение будущего. У бабушки нет военных медалей, но свое звание «Отличник народного просвещения» она всегда носила как боевой орден. Виктор Михайлович за свою трудовую вахту получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Мамина мама Ольга Ивановна и мамина тетя Надежда Ивановна тоже трудилась в тылу, в Омске. Ольга Ивановна была бухгалтером конторы «Заготскот». Это через ее руки проходили документы о поставках мяса на фронт. Надежда Ивановна, фармацевт по профессии, сутками не покидала аптеки, готовя лекарства для отправки на передовую и для нашего Омского госпиталя.
Моя мама - дитя военных лет. Она училась в школе, где не было тетрадей (писали на газетах), было холодно, не хватало учебников. Но ребята старались не пропускать занятий, девочки шили кисеты, вязали варежки, отправляли бойцам посылки.
После войны, окончив школу, мама стала врачом. Рядом с медалью деда хранится и ее трудовая медаль «Ветеран труда». «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
Но пришел желанный день победы…
- Плакали, обнимались все – знакомые и незнакомые люди, - рассказывала мне мама. - Мы выскочили из школы, кричали, прыгали, носились по улицам…
- Казалось, весь город вышел на улицы - продолжает Ольга Ивановна, - Затаив дыхание, слушали Левитана - сообщение об окончании войны. Радости не было границ…
- Мне запомнилось, как нас родители благодарили за своих детей - говорит Зинаида Арсеньевна - За годы лихолетья все друг другу родней родного стали, расставаться не хотели, адресами обменивались. Вот когда все наплакались с радости! А сколько потом писем получали!..

Да, от памяти не деться
И былого не вернуть.
Хорошо, что рядом детство
Продолжает дедов путь.
Пусть в музее на картине,
На планшете и в витрине
В алом шелке под стеклом
Сохраняется по ныне
То, что Памятью зовем.
Пусть хранится слава наша
В память юных и отважных
И гласит всегда молва:
«Доблесть ратная жива!»



Комментариев нет:

Отправить комментарий