Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

Морские страницы в истории Омского края в годы ВОВ

Современное подрастающее поколение старается изучать историю своей Родины не только на уроках, но и вне урочных занятий, проводя исследовательскую работу. В январе 2023 года состоялась научно – практическая конференция «Старт в науку» для учащихся 5- 11 классов школ города Омска и Омской области. Организатором выступил БОУ ДО г. Омска «ГДДюТ». В настоящей публикации отображена часть исследовательской работы Бережного Василия, учащегося БОУ г. Омска «СОШ№41», призера конференции, а также использованы материалы региональных СМИ. Мальчишки суровых 40 – ых годов ХХ века являются примером для современного поколения юношей ХХI века, как надо уметь защищать свою родную Страну. «Промчалась вереница лет,
Остался наш на фронте след.
За то, что жизнь прошла недаром,
Тебе мы благодарны, Тара…»
(капитан 1-го ранга А. Клименко)


В нашем крае в 40-ые годы ХХ века в Таре работала военно-морская школа, окончив которую, юноши сразу же отправлялись нести службу на морских кораблях. Потому что научились морскому делу в этой школе, которая находилась на огромном расстоянии от всех морей и океанов. ««…1942… Морозным мартовским утром к Дому обороны подъехало несколько грузовых ЗИСов, которые доставили из блокадного Ленинграда четыре десятка изможденных, еле передвигавшихся мальчишек, одетых в чёрные шинели, шапки и ботинки. А вскоре слово «Ленинград», «блокада, «морячки», «дистрофия» облетели весь город. Именно тогда торчане воочию ощутили зловещее дыхание войны… Город словно оцепенел от увиденного: семнадцатилетние мальчишки походили на живые скелеты. Казалось, что часть города, примыкающая к Дому обороны, застыла в безмолвии, боясь потревожить покой юных моряков, набиравшихся сил после нечеловеческих испытаний голодом, бомбёжками, холодом и утомительной дорогой» [с. 33] /2-я Ленинградская военно-морская школа. Тарский период: документы и материалы / [составители : О. Ю. Алферова, В. Л. Помыткина]. – Омск : Амфора, 2013. – 235 с../ Зима в тот год была исключительно морозная. Именно тогда жители Тары, увидев мальчиков – ленинградцев в таком состоянии, воочию ощутили зловещее дыхание войны... Эти подростки пережили в родном Ленинграде начало войны в июне 1941 года, а с 8 сентября установилась блокада, в ноябре нормы выдачи продуктов сократились настолько, что началась страшная, смертельная эпидемия – дистрофия. Эвакуация школы началась 8 февраля 1942г. От Финляндского вокзала везли детей на поезде. (Финляндский вокзал играл огромную роль во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и истории блокады Ленинграда. Первый этап Дороги Жизни начинался от него и продолжался до Ладожского озера. Именно отсюда отправляли в эвакуацию детей, женщин, стариков и сюда привозили продовольствие и боеприпасы для поддержания обороны Ленинграда). Далее подростков везли на автомашинах по Военно-автомо­бильной дороге (ВАД) Ленинградского фронта, часть трассы которой проходила по льду Ладожского озера. Затем вновь ехали по железной дороге в товарных вагонах - «теплушках». Большинство учащихся в тяжелом состоянии было снято с эшелона и оставлено в госпиталях и больницах по пути следования. Но, несмотря на принятые меры, спасти всех курсантов не удалось. ...Шел самый тяжелый год войны, все продовольствие отправлялось на фронт, голодно было и в Таре, но здесь еще не оправившимся от дистрофии курсантам отдавалась последняя кружка молока, последний ломоть хлеба. Здесь не было обстрелов и бомбежек, но война чувствовалась не в меньшей степени... Благодаря заботе города, неплохому (по меркам военного времени) питанию, спецы (воспитанники морской спецшколы), как их стали называть тарчане, стали быстро поправляться, самостоятельно ходить, выполнять несложные работы, нести дежурство, кое в чем помогать городу. А вскоре продолжились занятия. Затем было объявление в газете «Ленинский путь» о наборе учащихся в за военно-
Акиф Тухтаметов, 1944 г
морскую спецшколу 14 июля 1942 г. В школу вступили более 20 юношей из Омска, Тары, других городов и сел Сибири. Среди счастливчиков оказался и воспитанник детского дома Акиф Тухтаметов, зачисленный в 5-й взвод 2-й роты. Из воспоминаний выпускника спецшколы Ю.Д. Соколова 7 августа 1996 г.: «[Я] настолько был слаб, что на эвакопункт сестренка Таня привезла [меня] на санках... Больше некому было везти, Отец за три дня до того скончался от голода». (Спектор В.В. Указ.соч. С.34 ) Воспитанник 2-й Ленинградской военно-морской спецшколы, в годы войны эвакуированной в Тару, Юлий Самойлов в своей книге «Солнце опускалось кормою…» описывает свое пребывание в Екатериновке на заготовке дров:«…Спецы совсем уже обжили старую церковь на окраине таежного села, как меховым воротником прикрытую с трех сторон вечно зеленым урманом… Церковь не действовала с тех пор, как погнали отсюда колчаковцев... Каждое утро, едва только солнце принималось золотить верхушки сосен, умирающий храм оживал стоголосым криком юной братвы, испуганное воронье в панике взмывало над разбитым вдрызг куполом, оглашая окрестности паническим карканьем». «Спецшкольники, кроме учебных дисциплин программы средней школы, осваивали военно-морское дело, занимались физической и строевой подготовкой. Учебно-воспитательный процесс и весь уклад жизни в спецшколе были построены так, что спецшкольники учились и работали с полной отдачей. Собрания о плохой успеваемости не проводились. Юным морякам было привито чувство личной ответственности за порученное дело. Учиться плохо в спецшколе, считалось позорно, а упрек товарищей в лености – оскорбительным» (см.http://2tara-lib.ru/70_let_pobedi_shkola.html).
Финляндский вокзал в годы ВОв
Так в далекой Сибири готовили боевые кадры для флота, которые на деле доказали свою преданность и любовь к Родине. История ВОв с благодарностью хранит все имена защитников Отечества. Из семи аналогичных военно-морских спецшкол страны 2-я, Лпенинградская дала нашему флоту и армии самое большое количество адмиралов и генералов – 26, в их числе четыре вице-адмирала. Свыше двухсот стали капитанами 1-го и 2-го рангов. 14 ее питомцев стали докторами военных наук, 59 – кандидатами наук. 5 человек удостоены звания лауреата Ленинской премии и 12 человек – Государственной премии СССР. Воспитанник спецшколы Рудольф Голосов удостоен высшего воинского отличия – звания Героя Советского Союза. Более трехсот орденов носят воспитанники спецшколы, награжденные за отличия в службе. Слава героям, защитникам нашего Отечества!
Сквер военно-морской славы в Таре



Комментариев нет:

Отправить комментарий