Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

 Газетная строка и кинопленка

 «С лейкой и  блокнотом,                                                                                                                        А то и с пулеметом                                                                                                                  По путям – дрогам мы прошли»                                                                                                          (« Песенка военного корреспондента»)

Трудно представить нашу жизнь без средств массовой информации…самая старшая из них – газета, появившаяся еще при ПетреI. Зародившись в Петербурге, она распространилась по всем большим и малым городам, была запрещенной и разрешенной, общей и профессиональной, центральной и местной. Была и самодеятельной – заводской, школьной, институтской. За свежей газетой с утра выстраивались очереди у киосков, их читали в специальных витринах, вынимали из почтовых ящиков в домах, листали газетные подшивки в библиотеках и избах – читальнях.                                                                                                  Такую же большую роль играло кино – доступное, понятное и массовое искусство. Оно знакомило зрителей не только с фильмами (немыми и звуковыми), но и с новостями страны: «Кинохроника» и «Киножурнал» давали выпуск за выпуском. Журналисты, газетчики, кино – и фотокорреспонденты, штатные работники и «внештатники», пионерские и комсомольские, и просто читатели приносили в полюбившиеся издания письма, заметки, стихи и рассказы, очерки и статьи. Порой эти материалы становились книгами, а их авторы поэтами и писателями.                                                                                                    

22 июня 1941 года оборвалась мирная жизнь страны. Стар и млад поднялся на защиту Отчизны. Работники газет и кино встали в строй одними из первых. В центральных и местных газетах ежедневно помещались Сводки Совинформбюро, важнейшие обращения правительства и по – прежнему рассказы, очерки, новости. Только новости теперь были другими – военными: о нормирования продовольствия, о работе предприятий; и очерки посвящались героям фронта и тыла; и стихи призывали не отступать и разбить врага. Сами газеты теперь ценились на вес золота – их зачитывали до дыр, передавали друг другу; многие из них до сих пор хранятся в музеях. Огромное значение имела газета на земле, захваченной врагами – в подполье, в партизанских отрядах и соединениях. Она несла людям подлинную правду: Москва стоит, Ленинград – наш и будет нашим, Сталинград в борьбе, Севастополь стал крепостью… А стенгазета – плод творчества любого соединения, воинской части, морского экипажа! Она тоже «работала» не хуже типографских собратьев: и разъяснит, и научит, и похвалит, и повеселит, а то и продернет «с песочком». Стенгазету любят, ждут, в нее охотно пишут. А главное – видят в ней кусочек прежней довоенной жизни. Особенно это ощущали люди, выходившие из окружения или бежавшие из плена, когда попадали в партизанские отряды. 

        Вся страна (или, по крайней мере, многие) знала имена самых известных корреспондентов. Особенно популярны были очерки и статьи Ильи Эренбурга – недаром за его голову сулили миллион. На снимке Илья Эренбург (справа) с танкистами на фронте. Писатель часто бывал среди солдат и знал о фронтовой жизни  всю правду.  

 Очерк Петра Лидова «Таня» о подвиге партизанки – комсомолки Зои Космодемьянской читали в школах, войсках, на предприятиях. Бойцы клялись отомстить за гибель девушки, мальчишки и девчонку осаждали военкоматы: "Хотим на фронт. Будем воевать как Зоя". За право носить ее имя боролись пионерские отряды и рабочие бригады. И все эти чувства всколыхнула газета. «Дорогая, любимая мамочка! По длинным фронтовым дорогам хожу я и собираю материал для газеты. Очень трудна и опасна моя работа, но и очень интересна.» (из письма пота, фронтовика, корреспондента Всеволода Багрицкого). Да, работа была опасной – под пулями и обстрелами…Так погиб и Багрицкий, ведя беседу с героем будущего очерка. Разорвавшийся снаряд пробил стену избы, где они сидели, и осколками убило обоих. На месте гибели  остался корреспондентский блокнот и тетрадь стихов…
Газета «Комсомольская правда»…Боевая и любимая молодежная газета. В предвоенные и военные годы в ней часто появлялись материалы за подписью Лиляны Карастояновой. Болгарка по происхождению, дочь профессиональных революционеров, Лия росла и училась в Советском Союзе, работала журналисткой. Когда началась война, Лия стала военным корреспондентом, выполняла задания газеты, побывала на разных фронтах, а затем в знаменитое соединение А.Ф. Федорова. В один из дней, снимая налет на вражеский эшелон, Лиляна Карастоянова погибла. Партизанский поэт посвятил ей стихи.                                                                          Мы скажем: «Спасибо, болгарка Лиляна,                                              За добрые песни, за море тепла,                                                                Спасибо тебе, что пошла в партизаны,                                             За то, что в сражениях рядом была!            На место погибших приходили живые, в все военные события становились историей и ложились на газетные полосы…   Из дневников 41 года /Яков Хелемский/                                                                                                                                    

«Опять на попутных - вперед!
Летит по рокаде трехтонка.                                                                                                                В планшете - потертый блокнот,
В кассете - отснятая пленка.
Событий стремительный след
На этих листочках и снимках,
Свидетельство мук и побед,                                                                                                               
Надежда с утратой в обнимку.»                                                                                                                   Рядом с корреспондентом газеты всегда находились фото и кинооператор – не бывает газеты без фотографий. Активно работал «Союзкиножурнал». На многих и многих фронтах, в местах решающих боев, на развалинах Сталинграда и Севастополя, на улицах блокадного Ленинграда, в разрушенных селах, частях, госпиталях, партизанских отрядах можно было увидеть человека с кинокамерой или фотоаппаратом. Им было неимоверно тяжело запечатлевать людское горе и зверства фашистов, но они делали это во имя  Правды. И потрясающие неподкупностью кадры были показаны всему миру на Нюрнбергском процессе. Эти документы хранятся в киноархивах, и будут предъявлены снова в любом случае, когда понадобится.  С кино и фотоаппаратом в руках и с автоматом за плечами шли по дорогам войны вездесущие корреспонденты- Роман Кармен, Григорий Коробов, Борис Вакар, Борис Шер, Виктор Темин – всех не перечесть. Ими сняты бесценные кадры, которые до сих пор невозможно смотреть без волнения.                                                                                    Из воспоминаний Р.Кармена о съемках в блокадном Ленинграде: «Снимать было очень тяжело. Стояли жестокие морозы. Операторы  получали наравнесо всем населением скудный хлебный паек. Они ходили пешком ежедневно десять – двенадцать километров, неся на плечах кинокамеры и запас пленки…Усталый голодный оператор отогревал на своей груди мерзнущий аппарат и снимал на улицах, на заводах, на кораблях, на линии огня. Операторы в некоторых случаях сами становились бойцами. Так было с Филиппом Печулом, который с небольшим отрядом наших бойцов попал в расположение противника и, отложив в сторону камеру, взял в руки гранату и ручной пулемет. В этом бою он погиб смертью героя. Молодой оператор Борис Шер два с половиной месяца провел в партизанском отряде. Операторы Я.Славин и Г.Шулятин тяжело ранены в боях на подступах к Ленинграду». Роман Лазаревич Кармен: Моё оружие — киноаппарат. Роман Кармен – личность почти легендарная. Он начал снимать с довоенного времени, с юности. Потом, добившись разрешения, попал в пылающую борьбой Испанию, запечатлел сражающийся Мадрид. В полной мере его талант кинооператора проявился в годы Великой Отечественной войны. Он снимал битву за Москву и борьбу блокадного Ленинграда, Нюрнбергский процесс, атаки бойцов и морские схватки (шел в бой рядом с героями своих кинокадров). Итогом всей его кипучей жизни стали фильмы – летописи, фильмы- шедевры: «Великая Отечественная» и «Неизвестная война» - совместный сериал документалистов СССР и США.  О многих корреспондентах можно написать целые книги. Так Виктор Темин, сняв пленку Знамя Победы, выпросил у маршала Жукова самолет; лететь нужно было через Польшу с пересадкой, но это - потеря времени, и Виктор уговорил пилота лететь напрямую. Без опознавательных знаков «авантюристы» добрались до Москвы, и Темин помчался в редакцию «Правды». Снимок напечатали, и вскоре за такую оперативность Жуков наградил Темина орденом Красной Звезды, хотя поначалу был очень сердит за его «самоволку». 

   Виктор Темин, Евгений Халдей и Евгений Долматовский у стен Рейхстага

Изучая и сохраняя историю Родины, идем в ногу со временем. Музейный комплекс Дворца творчества в 2022-2023 учебном году по патриотическому воспитанию подрастающего поколения запустил проект «Помним и гордимся», в ходе проекта используются СМИ как в электронном, так и в печатном виде с целю расширения информационного поля среди подрастающего поколения об истории нашей Родины. В рамках проекта действует рубрика «78 дней до Победы», данная публикация является составной частью этой рубрики. Рубрика похожа на сводки Совинформбюро – с нашей газетой и нашим проектом мы день за днем идем к Победе, видя ее приближение со всех сторон, видя, как воевал наш народ за нее оружием, трудом и искусством. Мы гордимся подвигом наших предков и учимся у них защищать свое Отечество. Знать и изучать историю Родины – задача современного поколения!

Еще дорога до Победы далека,                                                                                                                     И пушки подают свой голос громкий…                                                                                                     И пусть судьба солдата   нелегка,                                                                                                              Но помогают крепче бить врага                                                                                                                  Газетная строка и кинопленка. 

        

Кадры фото и кинохроники Великой Отечественной войны напоминают человечеству о жестокости и насилии на войне. Люди, будьте зорче втрое, берегите МИР!





                                                                                                                                                                


                                                                                                                                                                                                  

   
                                                                   
                                                                                                                                                        

         

                                                                                                            

Комментариев нет:

Отправить комментарий