Рубрика "78 дней до Победы" в рамках историко-краеведческого проекта "Помним и гордимся"

 Мой учитель – защитник Ленинграда

На данной странице публикуются воспоминания концертмейстера Образцового литературного театра «РИФ» Н.А. Ивоновой о своем уникальном учителе, ветеране Великой Отечественной войны Михаиле Павловиче Дворкине, защитнике Ленинграда.      «Не смейте забывать    учителей!                                                                                                                                              Они о вас тревожатся и помнят!»

 Вряд ли найдется что – то вернее этих поэтических строк. Хороший учитель остается с тобой на всю жизнь, как мудрая книга или добрая сказка. Мне посчастливилось встречаться и учиться  у таких людей, но в преддверии  юбилейной Победной даты я расскажу об одном из них – ветеране Великой Отечественной войны и защитнике Ленинграда Михаиле Павловиче Дворкине. Я познакомилась с этим уникальным педагогом на первом курсе музыкально – педагогического училища. Вел он у нас анатомию и химию, а у старших- математику, физику, психологию и технические средства обучения. С первых уроков было понятно, что этот невысокий, чуть хромающий «дед», бездельничать не даст, дисциплина – армейская, спрашивает на всю катушку, зато рассказывает образно, понятно, красочно. Скоро мы привыкли к нему и поняли, что он не только требовательный строгий учитель, но и очень интересный человек, который отлично знает музыку (я часто встречала его в Филармонии), литературу, с удовольствием читает стихи, ценит шутку, и сам неистощимый юморист, но кроме всего он- моряк, фронтовик, видевший Ленинградскую блокаду своими глазами, запомнивший ее душой и сердцем на всю жизнь.

М.П.Дворкин:«После десятилетки я оказался в Ленинграде. Поступил в Военно – Морское училище, отучился ровно год. И вот июнь 41- го. Сдали экзамены, получили документы, собрались разъезжаться на каникулы и …все. В воскресенье узнали о войне. Нас быстренько расписали по кораблям. Попал я на сторожевик, курсировали мы вблизи Ленинграда. Всё было: и бомбёжки, и штормы, и выкручивало нас, молодняк, наизнанку и никто нас не обучал, не нянчились с нами. Так до зимы было, а когда корабли замёрзли в Неве, куда их перегнали, нас в боевые патрули на сушу перевели, стали мы ночную вахту нести. Мой отряд располагался на Васильевском острове. Поднимаешься на смотровую площадку Исаакиевского собора — жуть берёт: высота, темень, ветер как ножом режет. А стоишь, за небом наблюдаешь, связь с КП по телефону держишь. Утрами, если погода ясная, я оттуда Стрельну видел — там тогда немецкие батареи стояли...»    - Михаил Павлович — осторожно спросила я, - а снятие блокады Вы видели? - Нет, голубушка, в тот год я уже не воевал. В конце 41 — го меня крепко ранило (он дёргает непроизвольно плечом, последствия тяжёлого ранения) и уж не помню, как оказался в Средней Азии. Списали, стал думать: что дальше делать. Перебрался в Омск, пошёл на учёбу, а там и сам стал вас, зелёных, учить...Профессия учителя - это самая мирная профессия..."                                                                                                                                                                       Такой разговор — рассказ состоялся у меня через много лет после окончания училища и пединститута, когда жизненные дороги соединили нас в Пушкинском областном обществе незадолго до юбилея великого поэта. Тут я ещё раз убедилась в огромной и разносторонней эрудиции Михаила Павловича, будь то музыка, живопись, история или литература. Его сочинения для передачи «Пушкинский час» по омскому радио неизменно завоёвывали призовые места, а музыкально — литературные композиции, которые он проводил в библиотеке им. Пушкина или в городских школах, собирали большую и благодарную аудиторию. Он воспитал не одно поколение учеников, рядом с ним работали и коллеги со стажем, и молодые специалисты, но у всех сохранились очень теплые воспоминания о нем. Слово этим людям:

Инна Николаевна Ильина (великая) выпускник училища 1980 года: «Очень человечный, заботливый, требовательный к себе и другим – таким мне запомнился Иван Павлович Дворкин. Его главным праздником был День Победы, в майские дни он приходил в училище при орденах и медалях.»

Елена Владимировна Киркова, ученица Дворкина, затем коллега по музучилищу №3: «Талантливый, эрудированный педагог, человек с большим чувством такта, юморист. У него на уроках было и трудно, и интересно, и всегда можно было ждать чего – то неожиданного: эксперимента, шутки, яркого примера из жизни…»

Лидия Викторовна Великанова, старейший педагог музпедучилища №3: «Михаил Павлович всегда был готов помочь и советом, и делом. Пользовался большим авторитетом, но никогда не лез вперед. Из всех своих наград больше всего ценил  орден Отечественной войны  I степени и медаль «За  оборону Ленинграда». Всегда был подтянут и никогда не жаловался, жизнь воспринимал с улыбкой…»

На майский Главный Праздник, в Парке Победы к Ленинградскому Камню лягут цветы. Среди них – мои гвоздики. Они в память ленинградцев, в память моего Учителя, омича, защитника Ленинграда Михаила Павловича Дворкина.

Бессмертный полк. И миллионы лиц
Мелькают, словно кадры кинохроник.
Стираются препятствия границ,
Пылает сердце прямо на ладони.
 
Как много лет промчалось с той войны
И только память остается в силе.
Лишь дайте ей минуту тишины
Во имя павших и живых солдат России…

Комментариев нет:

Отправить комментарий