Театр – фронту
Из
истории. Театр…
Это всегда что – то таинственное, волнующее и праздничное. На театральной сцене
оживают сказка и мечта; в героях видит зритель реальную жизнь со светом и
тенью, смеется и страдает, и сам становится за один вечер немного другим – лучше,
чище, выше и взрослее. Немало тысяч лет прошло с того времени, как в Древней
Греции зародилось это искусство. От весенних дионисий (праздников в честь бога
Диониса) с песнями и плясками в масках и костюмах до современного театра был
долгий путь, но уже в Афинах были актеры, поэты, сочинявшие пьесы, места для
выступлений, состязания мастеров театрального искусства (предки наших
фестивалей) и неравнодушные зрители. В России театр начинался со скоморохов и
неунывающего смелого Петрушки, который «в огне не горит, в воде не тонет». У
него в Европе есть братья: Полишинель
(Франция), Панч (Англия), Кашпарек (Чехия)… «Прорубив окно в Европу», Петр
Первый позаботился и о культуре – завел театр для всех «охотных смотрельщиков».
При Екатерине Второй это дело поставил на профессиональную ногу Федор Волков в
Ярославле, а с начала ХIХ
века театры Москвы и Петербурга считались самыми главными в России и
остаются ими до нашего времени. Театр –
это зеркало жизни. На его сцене в пьесе любого жанра выявляется история и
современность, но не мешая, а помогая друг другу в понимании вечных проблем.
Русский, а затем советский театр прошел большую и славную дорогу. На его сцене
работали прославенные актеры, для него писали пьесы известные писатели и поэты –
каждый о своем времени. Большую значимость приобрел театр в молодой Советской
республике, когда было много неграмотных людей. Пьесы – агитки, игра актеров
помогала разобраться в текущем моменте,
сделать окончательный выбор.
Великая Отечественная война…22 июня1941 года жизнь
разделилась на довоенное прошлое и боевое настоящее. И у актеров были свои
задачи. Солист Большого театра Сергей Лемешев вспоминал, что в этот день
коллектив давал «Евгения Онегина». Думали, что никто не придет, но зал был
полон, слушали внимательно, аплодировали горячо, и только в антрактах спешили к
репродуктору…Когда началась эвакуация, то часть артистов Московских и
Ленинградских театров уехали вглубь страны, где работали наравне с местными
труппами. Яркий пример тому – театр имени Вахтангова, выступающий на сцене драмтеатра
города Омска в военные годы и оставивший о себе добрую память. Два
года омичи делили с москвичами сцену. Три дня на ней работала омичи, четыре –
вахтанговцы. За два года омичи сдружились с москвичами, многому научились у больших
актеров и режиссеров. К примеру, в декабре 1942 года ученик Евгения Вахтангова
режиссер Борис Захава поставил с омскими актерами спектакль по пьесе Л. Леонова
«Нашествие». Это была очень заметная работа, омичам удалось выйти на более
высокий уровень. Из Москвы в Омск приехали звезды первой величины, хотя в те
годы такого понятия в СССР не было. Это худрук вахтанговцев – народный артист
РСФСР Рубен Симонов, режиссеры Борис Захава, Николай Охлопков, Алексей Дикий,
заслуженные артисты РСФСР Иосиф Раппопорт, Цецилия Мансурова, Николай
Плотников, лауреат Сталинской премии Андрей Абрикосов, актеры Михаил Державин,
Людмила Целиковская, Алла Казанская. В Омск театр им. Вахтангова привез свои
старые спектакли, на месте возобновили то, что уже не игралось какое-то время,
а также поставили целый ряд новых. В их числе «Олеко Дундич», «Русские люди» на
актуальную военную тему по новой пьесе Константина Симонова, «Синий платочек»
Валентина Катаева. Вахтанговцы, конечно же, тоже давали концерты в госпиталях,
клубах, кинотеатрах, в цирке, ездили на село. Зимой 1942 года из Омска выехала
фронтовая бригада театра имени Вахтангова. За два года в Омске
вахтанговский театр сыграл 628 спектаклей, в том числе 170 выездных, провел 658
шефских спектаклей и концертов. Прощальные спектакли и отчетный концерт
прошли в августе 1943 года. Но дружба между двумя театральными коллективами,
теплые отношения, память об общей истории сохранились по сей день. Театр имени Евгения Вахтангова в полной мере
испытал все горести военного времени. С полей сражений не вернулись 44
Вахтанговца. Их имена навечно запечатлены на мраморной доске в большом
зрительском фойе Театра. Здесь каждый год накануне 9 мая проходит митинг Памяти. В тоже время многие
артисты работали на прежних местах в составе фронтовых бригад. Знаменитый
кукольник Образцов вспоминал, как выступал перед раненными в Московском
госпитале, и как от души хохотали бойцы, а врачи приглашали Сергея
Владимировича приезжать почаще, поясняя, что после такой «смехотерапии» их
подопечные лучше едят, крепче спят, быстрее выздоравливают. А вот что
запомнилось кукловоду Семену Самодуру: своей кукле – собаке он приклеил
гитлеровские усики и челку и затявкал речь. Дело происходило в партизанском
отряде, вдруг над поляной пронесся советский самолет. Актер тут же сымпровизировал:
заставил куклу посмотреть в небо, почесать лапой затылок и заскулить. Хохот
бойцов волной покатился по поляне… В зале, одним лишь дыханьем согретом, Музыка вальса слышна…
Подвиг ленинградских театров….О них – особый разговор…Они
работали не смотря на тиски блокады. Помещения не отапливались, зрители сидели
в шинелях, ватниках, шубах, а артисты выходили на цену в театральных костюмах,
и дирижеры были в строгих черных фраках и ослепительно белых манишках. Иногда
спектакль прерывался воем сирены, и тогда билетеры вели зрителей в убежище, а
мужчины спешили на боевые посты – чердаки и крыши, нередко в чем были, успев
только схватить каску и сумку с противогазом. Но вот отбой, все возвращаются на
свои места, и спектакль продолжается. Продолжается сама ЖИЗНЬ, и это уже -
ПОБЕДА! «Театр Музыкальной комедии продолжал свою
работу с начала блокады и до самого её конца, став единственным ленинградским
театром, который проработал каждый её день. В январе 1942 года, после потери
электричества, работа непосредственно в здании театра была приостановлена. Но в
этом время художественное руководство продолжало проводить уроки для
сотрудников и репетиции. Были организованы фронтовые театральные бригады,
которые выезжали на фронт, в госпитали и «Дорогу жизни» на Ладоге. В начале марта 1942
года спектакли были возобновлены. Часть работников театра ушла на фронт, на их
место приходили другие. Более 100 сотрудников театра погибло от голода и пало
на фронте за период блокады. Артисты умирали от голода в кулисах и по дороге в
театр. В театре был создан морг для них и для умерших во время посещения театра
зрителей.» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Театры блокадногоЛенинграда)Фронтовая бригада артистов Московского художественного академического
театра СССР им. А.М. Горького выступает перед воинами Западного фронта в районе
Малоярославца.1942 год. В действующей
армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад
и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие
больше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше
700 бригад, артисты Ленинграда — 500 бригад. В помощь
военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии
и Флота было послано 435 режиссёрско-инструкторских бригад. В конце
1941 — в 1942 году начали активно создаваться фронтовые филиалы
известных театров: МХАТа, Малого театра, Вахтанговского театра и других,
которые прошли с армией всю войну. Роль фронтовых театров была настолько
велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр
их работы. Первое место в этом смотре занял филиал Театра им.
Е. Вахтангова. Более трёх тысяч работников искусства награждены боевыми
орденами и медалями Советского Союза. Кроме фронтовых передвижных театров
в частях действующей Советской Армии на фронте работало одиннадцать
профессиональных театров Советской Армии
Всё дальше страшные трагические и героические военные дни, уходят
ветераны и свидетели тех лет. Остаются память, книги, фильмы, спектакли,
рассказы и бесконечная благодарность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий